16, Amir Temur Avenue,
Tashkent, Republic of Uzbekistan, 100060

(+998-71) 236-74-36, 236-73-47

News

News archive

30-06-2015

The Information about public actress Mukarama Turgunbayeva.

Grand Uzbek Dancer, ballet master and teacher Mukarama Turgunbayeva was born in 1913 in Fergana. After completion Fergana college in 1929, by supporting of Muhiddin Kari Yakubov she was admitted for the job at assistant group of Samarkand State musical theatre and took part in musical performance.

In 1932 -1933 under the direction of Usta Olim Kamilov and Tamarakhonim  she has prepared series of the motion for uzbek dance. In 1937 she has represented the dance “ Pakhta”(cotton) individual herself. In 1937 she has staged dances for musical drama theatre “Gulsara”.

From 1939 M.Turgunbayeva started to work at Uzbekistan State academic theatre named after Alisher Navaiy and she learned secrets of this art from some of masters ballet. In partnership with Olim Kamilov and A.Tomskiy she put the ballet “Shokhida” of F. Tal in scene.

Mukarama Turgunbayeva danced that “Tanovar”, “Zang”, “Katta raqs”, “Munojat”, “Pilla”, “Andijan polkasi”, “Khumor”, “Jonon”, “Farg’ona ruboisiy”, “Ko’zlaringni yashirma”, “Zor etding”, as well as more than 200 fascinating dances were joined to Uzbek art and culture’s golden treasure by supporting of Turgunbayeva.

In 1955 Dancer organized the group of dancers that consist of students of Tashkent   choreographic institute, in 1957 ensemble “Bakhor” was created on the base of that group. Her activity was chief ballet master of  ensemble “Bakhor” together artistic leader in theatre Alisher Navaiy, in 1957 Ensemble participated to international festival of World youth and students, in 1971 she has got “Golden prize” in XIII international festival that was held in city Leyptsige. State dance ensemble “Bakhor” has been in many country along the World and represented the pearl-art of Uzbek dance.

Mukarama Turgunbayeva was ballet master, teacher and dancer,  from 1947 she began to teach at Tashkent choreographic school for along time. During those years she educated many talented dancers and Mamura Ergashova, Ra’no Nizomova, Valintina Romanova, Tamara Yunusova, Ravshana Sharipova, Nasiba and Ziyoda Madrahimova were considered her suitable pupils.

Mukarama Turgunbayeva has got different type of prizes that orders and medals:The title “Public actress of Uzbekistan”,  and State prizes(1946, 1951, 1967, 1973) period independence years she was valued with order “Buyuk xizmatlari uchun”.

In 1978 Grand master of art Mukarama Turgunbayeva died in Tashkent.

100060, Республика Узбекистан
г. Ташкент, проспект Амира Темура, 16

(+998-71) 236-74-36, 236-73-47

Новости

Архив новостей

30-06-2015

Народная артистка Узбекистана Мукаррама Тургунбаева

Великая узбекская танцовщица, балетмейстер и педагог Мукаррама Тургунбаева родилась 1913 году в Фергане. После окончания Ферганского училища в 1929 году,  при поддержке Мухиддина Кари Якубова поступает на работу в вспомогательную группу Самаркандского Государственного музыкального театра, где принимает  участие в постановках музыкальных спектаклей театра.

В 1932-1933 годах  под руководством Усто Олима Комилова и Тамарахоним подготовила  серию движений для узбекских танцев, 1936 году самостоятельно поставила танец «Пахта», 1937 году  руководила постановкой  танцев для музыкальной драмы «Гульсара».

С 1939 года работая в Государственном Академическом большом театре имени Алишера Навои, обучалась секретам танцевального искусства  у целого ряда мастеров балета.  Совместно с Усто Олим Комиловым и А.Томским поставила балет  Ф. Тала «Шохида».

Мукаррама  Тургунбаева  исполнила  такие танцы как «Тановор», «Занг», «Рохат», «Катта ўйин”, «Муножот», «Пилла», «Андижон полкаси», «Хумор», «Жонон», «Фарғона рубойиси», «Кўзларингни яширма», «Зор этдинг» и  более 200 различных направлений  узбекского танца, вошедших в золотую коллекцию национальной культуры и искусства.

В 1955 году из группы девушек-студенток Ташкентского хореографического училища  создала танцевальную группу.  1957 году из состава  группы был образован ансамбль «Бахор».  Будучи балетмейстером большого  театра им.А.Навои,  в качестве художественного руководителя Мукаррама Тургунбаева проявила себя и как главный балетмейстер ансамбля «Бахор», 1957 году ансамбль участвовал в Международном фестивале молодежи и студентов, 1971 году на ХIII международном фестивале в городе Лейпциге получил «Золотую медаль».  Государственный танцевальный ансамбль  «Бахор» побывал во многих стран мира, где представил ценнейшую  жемчужину — искусство узбекского танца.

Мукаррама Тургунбаева, сочетая в себе искусство танцовщицы, балетмейстера, педагога и наставника с 1947 года начала преподавать в Ташкентском хореографическом училище. За годы  плодотворной работы воспитала целый ряд талантливых танцовщиц и профессионалов балетмейстеров, среди достойных учеников Маъмура Эргашева, Раъно Низомова, Валентина Романова, Тамара Юнусова, Равшаной Шарипова, Насиба и Зиёда Мадрахимовы.

За вклад и мастерство в искусство узбекского танца Мукаррама Тургунбаева была удостоена нескольких почетных орденов и медалей: «Народная артистка Узбекистана»,  обладательница Государственных премий (1946, 1951, 1967, 1973 годов), в  период Независимости награждена орденом «Буюк хизматлари учун».

Ведущий мастер искусства Мукаррама Тургунбаева умерла 1978 году в Ташкенте.