100060, Республика Узбекистан
г. Ташкент, проспект Амира Темура, 16

(+998-71) 236-74-36, 236-73-47

Новости

Архив новостей

28-03-2019

Выставка русских икон из собрания Государственного музея искусств Узбекистана
30

Коллекция русских икон в собрании государственного музея искусств Узбекистана небольшая по количеству – более 200 икон, но уникальная по составу, так значительная часть икон датируется XV-XX вв.Русская икона – это феномен, открытый лишь в начале ХХ века, когда реставраторы научились снимать  с поверхности икон слои вековых загрязнений.    До их «открытия»  иконы воспринимались как древнее мрачное искусство, но все изменилось, когда яркая живопись прорвалась сквозь слои вековых загрязнений, сажи и олифы, поражая современников чистыми красками, изумительным золотистым фоном, символизирующим духовный мир и божественное сияние.

   Идея написания икон пришла в Россию из Византии вместе с православием (988 г.). Иконопись укоренилась в России и иконы стали одной из примечательных особенностей русской жизни. Образовались школы иконописи. При сохранении византийских прототипов каждая школа (Новгородская, Московская, Строгановская и др.) выработала свой стиль.  Иногда бывает трудно понять икону  и одной из причин является обратная перспектива. Мы смотрим на картины глазами, привыкшими к линейной перспективе и поэтому изображение на иконах представляется нам искаженным, неправильным. Для нас в изображении важны ощущения глубины пространства, объема, взаимного расположения объектов, соотнесение их размеров. В иконе отношение к пространству совершенно иное, так как изображается духовный мир, отличающийся от мира реального. Вид на духовный мир представляется более распахнутым и широким, по мере удаления предметов от зрителя они тоже расширяются.  Таким образом, обратная перспектива – это сознательный художественный прием, призванный повысить информативность произведения. Использование обратной перспективы в византийской и древнерусской иконописи свидетельствует о том, что привычный нам взгляд на мир – не единственный, есть и другие варианты видения.   Являясь особым видом живописи, икона, тем не менее,  существенно отличается от этого вида искусства. Живопись, каково бы ни было ее направление, основывается на непосредственном наблюдении природы и мироздания, икона стремится лишь неуклонно придерживаться принципов священного писания,  повторяет устоявшиеся типы изображений и также  использует веками устоявшиеся  технические приемы.   Не всякое изображение на религиозную тему может считаться иконой, а только то, что соответствует догматам Церкви. Для этого и был выработан особый язык, который называется каноном.   Икона – это глубоко символическое изображение. Все характерные особенности иконописного лика, изображение жестов и положения фигуры имеют духовный смысл. Например, высокий лоб означает духовную мудрость и глубокомыслие, большие глаза – проникновение в божественные тайны, удлиненные пальцы – духовное благородство, воздеяние рук – молитву, чуть склоненная фигура – смирение и послушание воле Божией.   Икону называют окном в невидимый, духовный мир, но она и указатель на пути в этот мир. Икона учит нас новому видению, показывает нам иное время, иное пространство, преображенную реальность: свет без тени, день без ночи, жизнь без смерти, любовь без ненависти.   Выставка ориентирована не только на искусствоведов и знатоков и ценителей русской иконы, но прежде всего рядовых посетителей музея.   Открытие выставки состоится 29 марта 2019 в 14:00 24

izmir escort bodrum escort
.